понедельник, 29 июня 2020
Внезапно из обмена репликами в дружественном дневнике родилось микро-исследование.
Дело в том, что я традиционно не помню, в каком порядке "канонически" упоминаются средние сыновья Феанора, которые "три К".
Зато помнила, что я точно выписывала как бы не три разных варианта из разных текстов... но я так и не нашла, куда, поэтому пошла собирать снова.
Что мы в итоге имеет?
Вот небольшая таблица:
читать дальше

А вот комментарии к ней.
По порядку тенгвой К рассчитайсь!* Карантир не разу не упомянут первым, то есть, если перечисление идет в порядке старшинства, что не всегда очевидно, - старшим.
* Куруфин таковым если и бывает, то недолго, в довольно ранних текстах, и два раза из трех - в довольно специфическом перечислении, потому что оно идет в поэтическом тексте, и не по порядку старшинства точно.
Вот, например, в недописанной поэме "Исход Нолдор": "..умелый Куруфин. Келегорм прекрасный, // Дамрод и Дириэль и темный Крантир, Маглор могучий и Майдрос высокий..." - то есть они тут мало что не по порядку старшинства, так "три К" тут еще и не подряд.
Причем к "Лэйтиан" стих меняется с аллитеративного на рифмованный, а порядок остается тем же!
Плюс - единственный прозаический текст с такой версией - это "Набросок мифологии", где сначала есть перечисление (в ряду разных потомков Финве), в другом порядке (см. далее), а когда говорится о пленении Маэдроса, то внезапно перечисление "шести оставшихся сыновей Феанора" идет в следующем порядке: Маглор, Келегорм, Куруфин, Дамрод Дириэль, Крантир. То есть оно бы целиком (за вычетом Маэдроса) повторяло бы порядок-из-поэм, не стой Маглор впереди паровоза братьев.
Но в любом случае этим версия "Куруфин первый по списку" и заканчивается, так что можно счесть ее в лучшем случае странной экзотикой.
Итого, во всем остальном множестве случаев первым упоминается Келегорм, и вопрос, соответственно, состоит в том, кто старше - Куруфин или Карантир.
* Вариант "Куруфин старше" появляется в самом первом тексте, где на сцену выходит, так сказать, коллективный персонаж "сыновья Феанора" - в "Науглафринге". И выходит именно в этом порядке. И далее, с перерывом на поэзию (но не всю - в "Лэ о детях Хурина" порядок тот же!), он продолжает появляться: в том же Наброске мифологии (в перечне потомков Финве), в Квенте 4 тома, Анналах 4-го и 5-го тома.
А вот дальше, то есть в текстах уже после ВК, он прдоллжает появляться сначала именно в разных *Анналах* - в "Анналах Амана", в "Серых Анналах" просто не дошло до случай перечислить хоть часть сыновей Феанора скопом (то есть до Дориата), но зато в набросках их продолжения, которым и является "Повесть Лет" - пожалуйста!
А потом эта же версия всплывает еще и в "Шибболете Феанора", т.е. в приложенной к нему в публикации заметке об именах сыновей Ф. И это весьма поздний текст, и если в природе есть более поздний толкиновский перечень тех же товарищей, значит, я его не нашла пока.
* А вариант "Карантир старше" (и стоит, таким образом, между братьями-друзьями Келегормом и Куруфином, которые, через его, буки, голову подружились между собой, а Карантир так и остался сам по себе) - так вот, этот вариант появляется не очень много где, но оказался в нужное время в нужном месте: явившись на свет в "Квенте Сильмариллион" 5 тома, оттуда он переполз в "Позднюю Квенту", а оттуда - в печатный Сильм! Который, что очевидно, был в соответствующем месте (перечислении потомков Финве) написан либо по одному, либо по другому из двух этих текстов.
...ни один из которых до Дориата, где гибнут все те же "три К", не дописан! До него много что недописано... вот и пришлось соответствующую главу собирать из чего попало, и окончательный вынос Дориата - по коротким наброскам "Повести лет"... откуда в Сильме появилась в соответствующем месте И ДРУГАЯ версия перечисления - где сначала Куруфин.
Таким образом, в пользу Келегорм-Куруфин-Карантир - наибольшее количество текстов, от самых ранних, до самых поздних. а в пользу Келегорм-Карантир-Куруфин - Сильм-печатный (UPD: в котором есть обе версии, да, вон в комментах подсказывают, что и в сцене клятвы там Куруфин-Карантир (потому что, как поглядела я, это по тексту Анналов Амана) - но перечень потомков Финве стоит первым и на самом видном месте.)
И то, и другое в своем роде аргумент.
А вы их ка распределяете?
про Мышь
Я осознала, что как-то помимо осознания привыкла к версии "Куруфин старше", может быть, потому что они с Келегормом всегда вместе, может быть, потому что много и часто хожу по текстам, где встречается эта версия (4 том, Науглафринг...) В общем, оказалось, что я опять разошлась с Сильмом-печатным в принятой версии
Вопрос: Как распределяются по старшинству средние сыновья Феанора?
1. Келегорм старший, дальше Куруфин - как в "Шибболете" |
|
24 |
(45.28%) |
2. Келегорм старший, дальше Карантир - как в "Сильмариллионе" |
|
29 |
(54.72%) |
3. У меня своя версия распределения всех троих |
|
0 |
(0%) |
|
|
|
Всего: |
53 |
@темы:
текстология,
Арда,
Лэйтиан
Лично я хэдканоню Келегорм — Куруфин — Карантир, и для меня это очень важный хэдканон. Потому что КиК, и потому что мы видим, что особые дружбы внутри семёрки формируются таки по старшинству — двое старших и близнецы. И хэдканоны о детстве я строила уже исходя из этого.
Скрин раз: первое перечисление.
Скрин два: Клятва.
Не бойся, он не кусается!
Но фрагмент с потомками Финве, видимо, запоминается (кому запоминается) в т.ч. потому что 1) попадается первый 2) он-то точно по старшинству.
Но в общем, для меня все-таки, видимо, очень логично, что если Келегорм и Куруфин по итогам вместе, то они и растут вместе.
Зато есть ни на чем не обоснованная версия про его "абсолютный" возраст - что каким бы он ни был по старшинству, по факту он примерно ровесник Тургона и Финрода, которые оба родились около 1300, если я все правильно помню.
Я туплю, хронология рождения сыновей Феанора ведь есть?
и особенно енот, читать дальше
Проголосовала за вариант печатного Сильма, но... есть тонкости. )))
«А вы их как распределяете?»
Я радостно присоединяюсь к профессору Толкину и вслед за ним никак не могу определиться. 😊😊 В каждом из вариантов есть и своя прелесть, и своя логика.
Интуитивно – то есть, если меня ги-по-те-тически пробудить среди ночи и велеть
за каким-то рожномпроименовать Феаноровых сыновей, то это с высокой вероятностью будет вариант Маэдрос-Маглор, Келегорм, Куруфин, Карантир, близнецы.Больше всего в этом случае меня очаровывает вариант одинокого насупленного Морифинвэ, самодостаточно сидящего у темных, как палантир, вод озера Хелеворн, ну и, пожалуй, протянутая сквозь все тексты сюжетная связка Келегорм-Куруфин. Ходит она в этом случае ровненько, аки болт по нарезке – братья дружат не через голову, а по старшинству.
Но если идти не от привычки, а от ума и сердца, то приятнее другая версия, где Куруфинвэ идет предпоследним, перед Амродом и Амрасом.
Дело в том, что Профессора из текста в текст лейтмотивом звучит этакое диминуэндо сияния и благости, когда сначала было светло и радостно, была любовь, зародившаяся в благом краю в благие дни, и родившиеся в те времена светлы
и отличаются устойчивой психикой– они знают вкус Полдня Валинора, поскольку застали-откусили большой его кусок. А кто помладше, тот родился на заре эпохи перемен, когда Мелькор погулять вышел (как, например, Галадриэль, радостно подсказывают из «Шибболета»), те немного другие. Беспокойные, неполуденные.В отдельно взятой ячейке эльфийского общества, то бишь в Феаноровой семье, течение «времени детей» и изменения цвета (света?) времени можно неплохо проследить по именам сыновей.
Вот старшие, они делят на двоих большую букву «М», то бишь тенгву «мальта». Мальта – «золото», и это дети самого расцвета родительской любви, когда и вокруг полдень-благодать, и муж на жену не надышится и «советы ее слушает», и ходит у отца жены в учениках, и сыновья материнский нрав наследуют – ну, хотя бы отчасти, «не покорять сердца, но понимать их» желают.
А потом история меняет тональность, разгорается «время серебра» (тельпэ/келеб), и выходит так, что мать называет сыновей Тьелкормо/Келегорм и Карнистир/Карантир, «на букву К», а следующему сам отец дает собственное имя, «Куруфинвэ».
Если смотреть на текст под этим углом, такие интересные «цвета побежалости» разбегаются! Во-первых, красиво «металлизируются» прозвания братьев в первом же перечне, который «по порядку номеров рассчитайсь!», перекочевавшем из «Квэнт» в печатный Сильм: Celegorm the fair, Carantir the dark. Сначала светлое серебро, потом темное серебро. Разные цвета бывают у любви, да…
Ну, и собственно Куруфин-искусник, копия отца – похож лицом-повадками, и руки мастера от папы в полной мере унаследовал, чего, казалось бы, желать-то еще… Но вот только материнского мудрого нрава в нем, видимо, уже настолько мало, что и в просветленную оптику не разглядишь, Феанаро уже не на жену неотрывно смотрит, любуясь, а все больше
в зеркалонос задирает, и в курвэ, мол, я первейший, и в нолмэ, всех об этом оповещу, и чтоб ни на минуту не забывали! И вот, получает свое отражение, и неслучайно, видимо, именно Куруфин из всех братьев помогает отцу жечь корабли в поздних текстах. Возможно, Куруфин – это тоже некая «степень искажения Феанора» с отступлением полуденного света Амана. В этой логике он может быть в «серебряной тройке» только замыкающим . Да, и кстати, Тьелперинквар/Келебримбор, «серебряное время» продолжает.А Амбаруссар – те «медные», совершенно отчетливо, и корень соответствующий в прозвании имеется, и медно-рыжий вид не подкачал. Лебединая песня, материны дети, которых она потом попросит оставить с ней. И медью же красиво замыкается композиция на Майтимо и Махтана, которые носили на голове медный венец и «ценили медь выше золота».
Вот такой семейный «металлофон» у меня рисуется, и играть на нем весьма увлекательно.