Благодаря дискуссии у Лоссэ взялась написать об этом кратко и образно.
Что в сюжете падения Дориата является приветом от Кристофера с Гаем Кеем?
Сразу отвечу: такое есть и его немало.
Эта глава Сильмариллиона собиралась наиболее причудливо, из текстов очень ранних - и (те, что позднее) очень кратких. Причем из наиболее поздних было понятно, что Толкин явно собирался вновь подумать над сюжетом и как-то его по сравнению с ранними версиями (Лосты!) апгрейдить. Но так и не собрался, только несколько отрывочных заметок написал. Строго говоря, мы не можем сказать, что ВСЕ эти заметки опубликованы, но, судя по тому, что пишет Кристофер, никакого большого и подробного текста на эту тему мы не пропустили. Поэтому по каким-то мелким деталям могут быть сомнения - "крисизм" или нет - но в целом ситуацию с текстами (со многими текстами) мы представляем.
И поскольку "пострадали" в этой истории оба сюжета падания Дориата (и от гномов, и от эльфов), которые к тому же связаны между собой, я напишу об обоих - хотя вопрос изначально был о втором, окончательном падении.
список сущностей
* Пребывание Хурина в Дориате. убраны спутники Хурина, - соответственно, он приходит теперь один и приносит мало (было - много разных сокровищ); добавлена история финального "исцеления" Хурина Мелиан, когда он избавляется от морготовых иллюзий. При этом - оставлена ремарка, что "говорят", он пошел топиться в море. Как это сочетается с Мелиан - неясно.
* Изменена история Наугламира(видимо, по причине предыдущего пункта). По текстам Профессора, гномы изготавливают его в Дориате про просьбе Тингола, из каких-то абстрактных сокровищ Нарготронда (и сильмарила).
Еще раз повторю: Наугламир, сделанный гномами для Финрода в начале эпохи, который гномы только переделывают - стопроцентный "крисизм" (здесь еще пригодились гномы, помогавшие Финроду, о которых говорится в поздних текстах)
* Довольно сильно изменена конкретика истории, когда гномы убивают Тингола. В толкиновских текстах (из которых, строго говоря, подробного есть одни Лосты, а потом очень отрывочный поздний набросок) это происходит через некоторое время после того, как они не договорились о плате за работу, а кроме того - вне Менегрота (по Лостам - на охоте, где, кстати, гибнет и Маблунг). А по позднему тексту ("Эльфвине и Дирхаваль") Маблунг обнаруживается в Гаванях Сириона.
При этом, при всем сильном различии событий, суть у них одна: Тингол не договорился с гномами о плате за работу, оскорбил их - и они его убили. В Сильме это происходит сразу, в Лостах - через промежуток времени, а исход один, был Тингол в Дориате - стал Тингол в Мандосе...
* Сильно отличается от всего известного по собственно толкиновским текстам деятельность Мелиан. Собственно, в "Сильмариллионе" никакой деятельности и нет, она берег и уходит в Валинор, не очень объяснено, почему (за что, бывает, собирает упреки читателей).
У Толкина в текстах очень разные варианты того, что она делает (мне на два доклада хватило! - но это всегда какая-то деятельность, причем как-то связанная с Береном и Лютиен (или Диором) - и Сильмарилом.
В ранних текстах она приходит к Берену и Лютиен и рассказывает об опасности Камня (не в виде феанорингов, а (в смысле радиации) в том смысле, что не надо его носить - быстро закончишься; ее, получается, не слушают. А еще предупреждает, что при этом тут войско гномов идет. С ним, сильмарилом. Т.е. получается, что про войско ее послушали, а про ношение Камня - не очень.
Потом появляется версия, где она наоборот приходит и приносит им Сильмарил (и ничего про радиацию не говорит!) - это тексты вокруг "Серых Анналов", там она и Берена молча, но недвусмысленно посылает за Камнем. Гномов в этом варианте разюивают феаноринги, но Камня не получают.
Потом вариант "кто громит гномов", похоже, вернулся таки к варианту "Берен и Ко" (в Ко вместо зеленых эльфов оказались энты!). А вот что в этой ситуации делает Мелиан - в силу обрывочности текстов неясно. По одному наброску получается, что она досиживает в Дориате до прихода туда Диора.
В общем, так или иначе, не бросает либо Камень, либо Дориат, либо оба на произвол судьбы. И чем далее, тем менее вредным его считает...
Возможно, Кристофер просто не знал, какую из этих версий предпочесть - и предпочел никакую. (Мне жаль). По крайней мере, в вопросе "кто громил гномов" он выбрал вполне определенную версию.
* Общее замечание - о котором, кстати, совершенно внятно пишет Кристофер в 11 томе. Он совершенно начисто убирает из текстов мотив действий героев, который довольно много в этой истории определяет: "проклятое золото" / "зачарованное золото" Нарготронда, которое в силу чар привязывает к себе, а в силу проклятия толкает на дурные (/плохо кончающиеся) поступки.
Кристоферу, похоже, показалось,что это уж слишком "привет от Лостов". На место убратого он ничего не добавил, и осталась у героев одна в чистом поле Клятва Феанора. (Это, кстати, к вопросу о том, что "ее роль переоценена". Вот конкретно в этой истории исходно была и правда сильно не только она.)
* Еще одно общее замечание: если в первой части, с гномами, беда была в том, что у нас есть куча странных и обрывочных версий, то во второй части, с Диором, проблема скорее в том, что сюжет, в общем, никуда особо не менявшийся, везде кроме Лостов (где он глючен как все там - например, действие происходит... в Хисиломе) изложен ОЧЕНЬ кратко. Поэтому красочные подробности запросто могут оказаться крисизмом.
* А вот и пример: сцена, когда Диору приносят Сильмарил. Это типичный пример из серии "Боромир улыбнулся".
Было в одном из наиболее поздних вариантов (раньше - меньше, позже - еще меньше):
«Тогда Берен и Лютиен исчезли из ведения людей, и день их смерти неизвестен, кроме того, что однажды вечером вестник принес ожерелье к Диору в Дориат, и эльфы сказали: «Лютиен и Берен умерли, как судил Мандос».
(Потом добавляется ровно одна подробность: "Осенью того года... однажды вечером...")
Стало в Сильмариллионе:
«Был осенний вечер, и когда стало поздно, некто пришел и постучал в двери Менегрота, требуя встречи с королем. Он был лордом Зеленых эльфов и пришел, спеша, из Оссирианда, и стражи дверей привели его туда, где Диор один сидел в своем чертоге; и в молчании отдал он королю шкатулку, и ушел. В той шкатулке лежало Ожерелье Гномов, в которое был вставлен Сильмарил, и Диор, взглянув на него, увидел в нем знак того, что Берен Эрхамион и Лютиен Тинувиэль действительно умерли… (…)
Долго смотрел Диор на Сильмарил, который его отец и мать добыли за пределами всякой надежды из ужаса (земель) Моргота, и велика была его скорбь о том, что смерть их пришла так скоро. (…)».
«Затем Диор встал и застегнул на своей шее Наугламир; и теперь уже он казался прекраснейшим из детей мира, сын трех племен - аданов, эльдар и майар Благословенного Края».
Откуда все неучтенные подробности? От Криса, вестимо. Например, о том, что это был *лорд* лесных эльфов (которые не избирают себе правителя!) и что проделал он все это, загадочно помалкивая (потому что редактор не знает, что он может от его имени сказать).
Справедливости ради - в одном из собственно толкиновских текстов есть пассаж,что Диор был "на свете всех милее", но с ношением Сильмарила это никак не связывается, только с его разнообразными предками, от майар начиная, и вообще описывает ситуацию ДО того, как он с Наугламиром объединился. А то получается, что носил он Камень по эстетическим соображениям. Откуда это? От Криса, вестимо...
* Не было ни разу в собственно толкиновских текстах битвы Диора с феанорингами в Менегроте. Была (там, где это конкретно указано) битва на восточных границах Дориата.
Логично предположить, что до Менегрота войску бы все равно дойти (хотя замечу - это нигде не сказано!) - но основное сражение - и, видимо, основные смерти предполагались не в подземном дворце, а на поле боя в лесу.
* Вот это тот случай, когда каких-то мелких текстов мы можем и не знать.
НО. Как ни удивительно, ни в одном из известных нам текстов НЕТ сведений о гибели жены Диора. А в Сильмариллионе - есть.
Надо сказать, у Толкина есть даже строго обратное. Самая поздняя связная версия падения Дориата (Повесть Лет Д1, 11 том) выглядит так, посмотреть на нее очень интересно:
"506-507. Во время Йула Диор сражался с сыновьями Феанора на восточных границах Дориата, и был убит. Там пали также Келегорм (от руки Диора), Куруфин и Крантир. Жестокие слуги Келегорма схватили сыновей Диора (Эльрун и Эльдун)и оставили их умирать от голода в лесу. (Ничего определенного не известно об их судьбе, но некоторые говорят, что птицы спасли их, и привели их в Оссир) (На полях: "Маэдрос, раскаиваясь, безрезультатно ищет детей Диора.) Госпожа Линдис бежала с Эльвинг, и с трудом пришла в Оссир с Ожерельем и Камнем. Затем, услышав толки, она бежала в Гавани Сириона".
"Госпожа Линдис" - это и есть жена Диора. В одном из вариантов, еще в текстах встречается Элулин и знакомая нам Нимлот. Как я понимаю, выбор ее имени и имен сыновей Кристофер делает по неким эльфийским генеалогиям, которые он упоминает, но не публикует. А жаль. Потом что, МОЖЕТ БЫТЬ, это там МОЖЕТ против ее имени стоять крестик и год смерти. А может и нет. Мы не знаем.
Во всех остальных связных текстах, нам известных, про нее просто нет никаких упоминаний дальше женитьбы, детей и прихода в Дориат; в приведенном, как мы видим, вообще получается, что она выжила и двигалась по какой-то сложной траектории.
И мы пока не знаем, что подвигло Кристофера написать, что она погибла - наличие какой-то отметки об этом - или то, что дальше о ней нет ни слова?
__________И вот это, товарищи, примерно полный список крисизмов в падении Дориата.
Местами они, как мы видим, довольно сильно меняют конкретику, иногда убирают старые мотивации героев, а вместо новых не добавляют ничего - или красивые описания (не отвечающие на вопрос "почему").
Но при этом нужно заметить - основной порядок событий-то сохранен. Примерно такой: Хурин приносит что-то ценное из Нарготронда, гномы объединяют это с Сильмарилом, но Тингол ссорится с ними, а они его убивают. Потом в Дориате правит Диор, носит Сильмарил и его убивают феаноринги.
Эта канва событий нигде не меняется, в отличие, например, от места гибели героев.
(И некоторые из этих деталей весьма поражают воображение. Другая история Наугламира, сложная политика Мелиан, битва на восточных границах и может-быть-не-погибшая жена Диора - это мой список главных удивлений. В случае Наугламира однозначно предпочитаю версию Сильма. И удивляюсь, почему об этих вещах практически не говорят в фэндоме, в то время как о других случаях "есть-нет у Толкина" дискуссий предостаточно).